14 августа 2005 г. в сорока километрах от столицы Греции Афин потерпел крушение Боинг-737 кипрской авиакомпании Helios Airways, следующий рейсом Ларнака-Афины-Прага. Погибли 115 пассажиров и 6 человек экипажа. Официальных выводов экспертных комиссий на сегодняшний день еще нет. Однако в информационных сообщениях все чаще фигурирует термин – разгерметизация...
Проблемы с герметизацией у американских крылатых машин не первый раз становятся причиной гибели людей. Вернемся на двадцать лет назад, в 1985 г. Действующие лица те же – Боинг, правда на этот раз 747, двое пилотов и полный салон пассажиров. Даже дата печального события почти одинакова – 12 августа.
Самолет, лишенный обшивки, подобно громадному древнему экспонату палеонтологического музея, представляет собой совокупность различных конструктивных элементов – своеобразный скелет. Поддержка надлежащего исправного состояния каждого отдельно взятого элемента конструкции обуславливает беспроблемную эксплуатацию самолета в целом. Также верно и обратное утверждение – выход из строя одной лишь детали способно привести к катастрофе всего самолета. Гибели людей.
На заре авиации самым распространенным видом аварии было разрушение самолета в воздухе или даже на земле. Легкие фанерно-перкалевые аэропланы валились с неба с неприятной регулярностью, и лишь появление первых по-настоящему надежных пассажирских самолетов, таких как «Дуглас DC-10» или «Юнкерс-52», положило конец «самолетопаду». Затем Вторая мировая война отодвинула проблему гибели самолетов из-за недостаточной прочности конструкции на второй план. Ведь жизнь боевой машины на фронте и так была коротка, а авиаконструкторы старались не забивать себе голову тем, как их творения будут летать после войны.
Долгожданный мир принес человечеству громадное облегчение, а вместе с тем и бурный рост объема воздушных перевозок. И о проблеме прочности конструкции самолетов заговорили вновь.
Уже известно, к чему приводит разгерметизация самолета на большой высоте. Ситуация, когда огромный воздушный корабль превращается в многотонный неуправляемый агрегат, а в скором времени – в бесформенную груду металла и изуродованных тел.
12 августа 1985 г. в 18.00 Боинг-747 с регистрационным номером JA8119 «Японских авиалиний» («Джал») поднялся в воздух с токийского аэропорта в направлении Осаки по рейсу 123. Этот самолет был построен фирмой Боинг по специальному заказу авиакомпании «Джал», и его конструкция была оптимизирована для интенсивной эксплуатации на коротких линиях внутри Японии.
Первая половина полета прошла совершенно нормально. Но спустя менее получаса после взлета, огромный самолет потряс удар страшной силы. В пилотской кабине прозвучал сигнал тревоги, оповещающий о резком падении давления внутри фюзеляжа. Причина была неизвестна. Поскольку машина продолжала лететь по прямой, летчики не сразу осознали смертельную опасность, которой подвергся их Боинг. Капитан Массами Такахама приказал дать сигнал бедствия и разворачиваться на обратный курс. Вторая часть его команды оказалась невыполненной, так как какая-то авария в хвостовой части фюзеляжа вывела из строя все гидросистемы самолета, и он оказался полностью неуправляемым. Единственным средством хоть как-то управлять машиной в такой ситуации остались двигатели. Дифференцируя тягу правых и левых турбин, экипаж добился разворота на обратный курс. Поравнявшись со знаменитой Фудзиямой пилоты начали снижение, в результате чего скорость самолета начала недопустимо расти, что, в свою очередь, привело к полной потере контроля над машиной. Спустя 30 минут, на протяжении которых продолжалась агония, на пути показались поросшие густым лесом горы. Капитан, дабы избежать столкновения, приказал выпустить закрылки на угол 10° и прибавить обороты турбинам. На этот раз удача отвернулась от Массами Такахама – Боинг вошел в свое последнее пике и врезался в лесистый склон горы Оцутака примерно в 70 км от начальной точки полета. Сила удара была настолько велика, что от огромного аэробуса практически ничего не осталось. Вспыхнувший пожар довершил разрушение.
В результате спасательных операций было найдено четверо чудом выживших пассажиров Боинга. Остальные 520 человек, включая членов экипажа, погибли.
Репутация почти 600 «джамбо», эксплуатировавшихся в 1985 г. по всему миру, была поставлена под угрозу.
Из заключений экспертного исследования остатков самолета и проведения следственного анализа причин катастрофы, стало ясно, что авария произошла из-за неправильно проведенного ремонта заднего гермошпангоута.
Выяснилось, что еще в июле 1978 г. из-за ошибки пилота этот самый самолет совершил весьма грубую посадку в аэропорту города Осака, в результате чего задний гермошпангоут треснул пополам. Ремонтная бригада, вместо того чтобы соединить разошедшиеся половинки двумя рядами заклепок и усиливающей накладкой, решила обойтись одним рядом. Под воздействием переменных нагрузок во время цикла взлет-посадка металл в местах сверления разрушался и в конце концов не выдержал. 12 августа 1985 г. гермошпангоут, замыкающий контур пассажирской кабины и призванный обеспечивать герметичность салона, разрушился. Под большим давлением воздух из пассажирского салона начал поступать в полости киля и руля высоты, которые, естественно, не были рассчитаны на подобного рода нагрузки. Спустя 15 минут после взлета избыточное давление разрушило хвостовое оперение лайнера. Из разорванных трубок гидросистемы выбило всю жидкость и самолет стал абсолютно неуправляем. Невероятное мастерство пилотов авиакомпании «Джал» заслуживает самого глубокого восхищения, но, как это ни прискорбно, их Боинг был обречен.
Так что же выходит? Как в известной притче? – человек рожден ходить по земле и, следовательно, летать не должен? Да нет. Человечество покорило-таки воздушную стихию, и сворачивать с этого пути вряд ли станет. С дороги в небо. Обрывистой и тернистой. Но каждый ухаб на небесной магистрали для тех, кто оказался причастным к очередной катастрофе и для оставшихся в живых – это лишь остановка в пути. Мертвым – дом.
(В статье использованы материалы книги «100 великих авиакатастроф» под редакцией И.А. Муромова, Вече, 2003 г.)