Карта сайта
Поиск
 



           rus / eng
авиафильм продукция новости статьи контакты
   

История «Авиафильма»

В советские времена «настоящее кино» являлось государственной монополией, уделом немногих профессионалов. Между ними и любителями лежала бездонная пропасть. Тем не менее, известны случаи, когда энтузиазм побеждал все и приводил к победе. Пример тому - Студия «Авиафильм».

1965 год. Харьковский авиационный завод готовился встретить свое 40-летие. К созданию юбилейного фильма привлекли «временный творческий коллектив» - Валентина Бову, Вячеслава Смородина, Евгения Погорелова.

Первый фильм получил одобрение начальства. На большее он и претендовать не мог. Начальный коллектив распался. Но «кинолаборатория» - так она именовалась в ту пору - все же сохранилась.

Период с 1966 по 69 годы - весьма скромный по результатам. Однако именно в те годы и состоялось истинное рождение кино на ХАЗе. За дело берутся два новых энтузиаста - Александр Нестеров и Вячеслав Волков.

Качество постепенно достигло уровня, когда киноработу уже не стыдно показать не только на областном, но и республиканском уровне.

В 1970 году Областной Совет профсоюзов присвоил маленькому коллективу имя и звание, с которыми заводские киношники прожили ровно два десятилетия - «Народная любительская киностудия «Взлет».

Творческие силы «Взлета», начиная с 1976 года, представляли три его режиссера - Александр Нестеров, Сергей Розанов, Владимир Соболевский. Каждый, как правило, трудился над своим фильмом со средней производительностью три-четыре названия в год. Темп, учитывая специфику документального кино, достаточно высокий.

Тематика отличалась разнообразием - авиация, история предприятий, спорт. Студию заметили в Киеве и даже в Москве - в Министерстве авиационной промышленности (МАП) и в ЦК ВЦСПС. Отовсюду сыпались задания.

Значительными и важными для роста студии следует назвать большие по метражу - каждый около часа - фильмы:

- «Гарантия полета» - о связях авиапредприятий Харькова, Минска и Ленинграда;

- «Северные мотивы» - к 400-летию города Архангельска;

- «На пороге хозрасчета» - о внедрении в промышленности новых методов стимулирования труда;

- «Прописные истины» - о Запорожском заводе «Мотор Сич»;

- «Дело об украденных миллионах» - о выдающемся саратовском изобретателе Батраханове.

Фильмы «стандартного» для документалистики десяти и двадцати минутного формата, такие как «Размышления на темы СЛА», «Самолет для Севера», «Воздушный автобус», стали для «Взлета» этапными. Во-первых, натурные съемки сочетались в них с мультипликацией. Это направление оказалось очень перспективным, «освежало» работы, придавало им новое звучание. Во-вторых, созданные на самую близкую «Взлету» авиационную тему, эти фильмы хорошо поработали на авторитет студии.

Если говорить о самых «награжденных» фильмах, то ими стали «Белый след на синей воде» - десятиминутка о воднолыжниках, заработавшая в Австрии, на «Всемирном кинофестивале наций» призовое место и спец. приз «За выдающийся спортивный фильм», а также уже упомянутый «На пороге хозрасчета» - 17 медалей ВДНХ, из них несколько золотых.

Популярность студии выросла настолько, что ее представителей приглашали принять участие в таких громких мероприятиях, как Международная антарктическая экспедиция на Южный Полюс (1988 год), Международная арктическая экспедиция на Северный Полюс (1989 год).

Первым из журналистов Харькова, побывавшим на южной макушке планеты стал Михаил Земляной. Нулевую северную отметку посетили Михаил Будылко и Вячеслав Савин.

В 1990 году приказом по Министерству авиационной промышленности СССР на базе народной киностудии «Взлет» создан отраслевой научно-творческий центр «Авиафильм».

Этот поворотный момент студия встречала в «облегченном» составе - достигнув уровня творческой зрелости, ушли в «самостоятельный творческий поиск» ее ведущие кадры - сценарист А.Нестеров, режиссер С.Розанов. Еще через год - другой «Авиафильм» покинул оператор М.Будылко. Полученный опыт и знания помогли им сделать быструю и успешную карьеру на телевидении.

Обособилась от «Авиафильма» и мультгруппа. В качестве уже самостоятельной организации она ряд лет успешно занималась изготовлением мультрекламы. Ротация кадров происходила и в ней - сегодня художников-мультипликаторов, начинавших во «Взлете», можно встретить в Москве, Киеве, Израиле и Соединенных Штатах. То же самое можно сказать и о других специалистах - «Взлет», а затем «Авиафильм» стали своеобразной кузницей кадров для кино и телевидения.

В 1996 году студию возглавил В.Савин, который до этого был заместителем директора.

В период с 1989 по 199.... «Авиафильм» пережил приход «второй волны» энтузиастов - несколько лет на студии трудились режиссеры Д.Головачев, А.Муратов, О.Белогуб, видеоинженеры С.Сутулов и А.Кавун.

Именно с этого времени началось возрождение студии. Основой для него послужил обширнейший фото-кино-видео архив, собиранием которого студия занималась десятки лет. На базе уникальных документов в 1966 году студия приступила к созданию 30-серийного сериала «Небо ХХ века». В качестве сценариста к работе подключился и А.Нестеров.

Вопреки первоначальным прогнозам, сериал заинтересовал не только знатоков авиации, но и широкий круг зрителей. Единственной претензией аудитории являлось сожаление о том, что в сюжетах сериала основная роль отводилась зарубежной авиации.

Ответом на это справедливое замечание стала новая, грандиозная по масштабам работа «Авиафильм» - 24 часовых серии фильмов об отечественной авиации под общим названием «Красные звезды». Осилить этот замысел сумели режиссеры Олег Кучеренко, Валентин Митрофанов, видеорежиссер Виктор Лысенко. Тексты к большей части фильмов сериала написал Александр Нестеров.

Параллельно с созданием «монументальных» исторических фильмов, производство которых скорее затратно, чем прибыльно, «Авиафильм» обеспечивает себя постоянными коммерческими заказами. Основными потребителями такого рода продукции стали авиационные предприятия Украины и России, «силовые» министерства обеих стран, ведущие украинские и российские телекомпании.

Одним из первых в Харькове «Авиафильм» освоил производство мультимедийной продукции - электронных презентаций, обучающих программ, справочников и энциклопедий на компакт-дисках. Сегодня это направление обеспечивает финансовую стабильность «Авиафильма» и позволяет студии смотреть в будущее с тем чувством, о котором на многих украинских предприятиях уже забыли - то есть, с оптимизмом.

Планы на будущее просты и определенны - продолжать начатое. Никому не уступать в качестве и оперативности. Умножать ряды почитателей, зрителей и, главное - заказчиков. Если это удается сейчас, то почему бы не рассчитывать на успех и в будущем?

Каталог ссылок
RuList.info
 


О нас
История
Партнеры
Заказчики
Услуги
Вакансии

 


60-е
Начало...

1970-1990
"Взлет"

1990-...
"Авиафильм"


фотоархив