Одним из выгодных отличий авиасалона МАКС от других крупнейших международных авиационных выставок является традиционно насыщенная программа показательных полетов. По этому показателю МАКС превосходит даже таких лидеров аэрокосмического выставочного бизнеса, как Ле-Бурже и Фарнборо. В первую очередь летная программа МАКСа – это конечно демонстрация в воздухе многочисленных серийных и новых образцов авиационной техники военного и гражданского назначения. Вот и в этом году небо аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова пестрело от разнообразия летательных аппаратов. Ведущие российские разработчики самолетов-истребителей – РСК «МиГ» и «ОКБ Сухого» – представили практически всю линейку спроектированных ими в последние годы самолетов. Фактически сенсацией стали полеты сверхманевренного МИГ-29М с отклоняемым вектором тяги. Тяжелая боевая машина демонстрировала такие фигуры пилотажа, которым могут позавидовать и легкие спортивные самолеты. Не отставал от него еще один самолет-воин – Су-30МКИ. Одиночные и групповые полеты демонстрировали самолеты КБ Туполева и Як-130, Миг-29 с Ил-103 и МиГ-АТ, самолеты Антонова Ан-140 и новинка Ан-148, пассажирские, спортивные, боевые самолеты, вертолеты Камова и Миля. Заслуженные аплодисменты у всех зрителей вызывали фигуры высшего пилотажа в исполнении иностранных гостей. В воздух по очереди поднимались: французский Мираж 2000, итальянский G-222, впервые зрители увидели американский стратегический бомбардировщик В-1В.
Но главной изюминкой МАКСа были и остаются выступления пилотажных групп. В небе Жуковского в рамках МАКС выступает сразу несколько авиационных групп высшего пилотажа. На предыдущем авиасалоне в 2003 г. к российским пилотажникам: «Русским Витязям», «Стрижам», «Руси» и «Небесным рыцарям» впервые присоединились две заграничные команды – «Фречче Триколоре» из Италии и «Патруль де Франс» из Франции. И в этом году зарубежные знаменитости посчитали за честь выступать в Жуковском.
Давайте поближе познакомимся как с российскими, так и с зарубежными участниками великолепного, незабываемого зрелища – шоу пилотажных групп.
Авиационные группы высшего пилотажа (АГВП) ВВС России «Русские Витязи» и «Стрижи», выступающие на истребителях четвертого поколения Су-27 и МиГ-29 хорошо известны участникам и посетителям авиасалонов в Жуковском. В этом году обе группы, сформированные из лучших летчиков авиабазы Кубинка, отметили свое 14-летие. За прошедшие годы российские пилотажники успели завоевать признание не только в России, но и во многих странах по всему миру.
Шестерка «Русских Витязей» сейчас выступает на четырех одноместных самолетах Су-27 и двух двухместных Су-27УБ. В составе группы: Заслуженный военный летчик России гвардии полковник военный летчик-снайпер Игорь Ткаченко (ведущий, заместитель начальника 237 ЦПАТ, 41 год, налет 1950 ч), гвардии подполковники военные летчики-снайперы Игорь Шпак (левый и хвостовой ведомый, командир АГВП, 39 лет, налет 1450 ч) и Олег Ряполов (правый и хвостовой ведомый, начальник службы безопасности полетов 237 ЦПАТ, 38 лет, налет 1200 ч), гвардии подполковники военные летчики 1 класса Олег Ерофеев (левый внутренний и крайний ведомый, командир звена, 32 года, налет 750 ч), Андрей Алексеев (правый внутренний и крайний ведомый, командир звена, 32 года, налет 750 ч), Виктор Мельник (левый ведомый, командир звена, 40 лет, налет 1400 ч) и Алексей Котомкин (правый ведомый, заместитель командира АГВП, 34 года, налет 750 ч). Ведущий группы Игорь Ткаченко демонстрирует также сольный пилотаж, а вместе с ее нынешним командиром Игорем Шпаком – парный пилотаж на встречных курсах.
В составе АГВП «Стрижи» шесть самолетов с яркой красно-белой схемой окраски: два МиГ-29УБ (бортовые № 01 и 02) и четыре МиГ-29 типа «9-13» (бортовые № 03-06). В составе шестерки «Стрижей»: гвардии полковники военные летчики-снайперы Николай Дятел (ведущий группы, 40 лет, налет 2100 ч) и Геннадий Авраменко (левый ведомый, начальник отдела организации визитов и показов 237 ЦПАТ, 41 год, налет 1600 ч), гвардии подполковники военный летчик 1 класса Игорь Соколов (правый ведомый, командир звена, 37 лет, налет 700 ч), военный летчик-снайпер Виктор Селютин (хвостовой ведомый, заместитель командира АГВП, 40 лет, налет 1400 ч), военный летчик 1 класса Валерий Морозов (левый крайний ведомый, старший летчик, 34 года, налет 580 ч), военный летчик 2 класса Сергей Осяйкин (правый крайний ведомый, старший летчик, 33 года, налет 450 ч) и военный летчик 1 класса Дмитрий Колосов (одиночный пилотаж, командир звена, 36 лет, налет 610 ч). В таком составе группа выступает с 23 июня 2005 г. когда полеты на месте правого крайнего ведомого освоил Сергей Осяйкин. Командир АГВП «Стрижи» Николай Дятел и левый ведомый Геннадий Авраменко, помимо полетов в составе шестерки, демонстрируют также одиночный пилотаж.
Летчики «Русских Витязей» и «Стрижей» в настоящее время одни из самых подготовленных в ВВС России. Например, шестеро из 14 подготовленных сейчас для группового пилотажа летчиков этих групп имеют квалификацию «военный летчик-снайпер» и налет от 1200 до 2100 ч, еще семеро – военные летчики 1 класса. Подготовку к выполнению пилотажа в группе «Стрижи» проходят еще несколько летчиков. Среди них гвардии подполковники военные летчики 1 класса Владлен Руссанов (заместитель командира АГВП, 35 лет, налет 750 ч), Сергей Васильев (старший летчик, 35 лет, налет 1000 ч) и Олег Мальцев (командир звена, 40 лет, налет 1300 ч). Двое молодых летчиков – гвардии майоры старшие летчики военный летчик 2 класса Александр Белов (31 год, налет 550 ч) и военный летчик 3 класса Алексей Прохоров (32 года, налет 350 ч) уже освоили полеты в составе тройки самолетов (на месте левого и правого ведомого соответственно). Подготовка пополнения в пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» осуществляется в 3-й эскадрилье 237 ЦПАТ, которая оснащается истребителями МиГ-29.
7 апреля этого года летчики из Кубински возобновили, после полугодового перерыва, полеты в составе «большого ромба» – смешанной девятки из пяти Су-27 «Русских Витязей» и четырех МиГ-29 «Стрижей» (ведущий – гвардии полковник Игорь Ткаченко). 9 мая в таком составе они приняли участие в Параде Победы над Красной площадью Москвы. Пилотажем большой девятки отметили в Кубинке 8 июня 85-летие трижды Героя Советского Союза маршала И.Н. Кожедуба, чье имя сейчас носит 237 ЦПАТ. В январе этого года смешанная четверка «Русских Витязей» и «Стрижей», окрещенная «Русскими Стрижами», в составе пары Су-27УБ и пары МиГ-29УБ (в передних кабинах самолетов – Игорь Ткаченко, Игорь Шпак, Николай Дятел и Геннадий Авраменко) приняла участие в Кубке мира по высшему пилотажу в Аль Айне в ОАЭ. Кроме того, обе пилотажные группы участвовали в военно-исторической выставке и авиашоу «Легенды мировой авиации» в подмосковном Монино в конце июля. В июне пятерка «Витязей» выступала на Таймыре (г. Дудинка), а «Стрижи» отлетали в июле шестеркой, пятеркой и ромбом в июле на юбилее 105-й смешанной авиадивизии в Воронеже (аэродром Балтимор), закрытии чемпионата по парашютному спорту в Ступино и открытии XI чемпионата мира по высшему пилотажу на планерах в Дракино.
Во время МАКС-2005 «Русские Витязи» и «Стрижи» регулярно участвововали в программе показательных полетов авиасалона, летая как в большом смешанном строю, так и в составе своих групп. Правда перед началом салона было заявлено, что впервые за всю историю они будут базироваться непосредственно на аэродроме ЛИИ в Жуковском, что даст зрителям возможность наблюдать полеты кубинских пилотажников от самого взлета до посадки, но, увы, по некоторым причинам этого не было и зрители довольствовались только великолепным пилотажем этих групп.
Ближайшие планы «Русских Витязей» и «Стрижей» связаны с участием в праздновании 1000-летия Казани в конце августа и авиашоу CIAF 2005 в Брно 10–11 сентября 2005 г. А в конце сентября пятерка «Витязей» намерена отправиться на гастроли в Китай.
В июне 1987 г. на базе Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ была создана пилотажная группа, получившая название «Русь». Из ВВС были переданы первые десять самолетов Л-39 «Альбатрос» чехословацкого производства фирмы «Аэро-Водоходы». Началась ускоренная теоретическая подготовка и тренировки на групповую слетанность. В августе того же года настоящим «боевым крещением» группы «Русь» стало её выступление в составе девяти самолётов на авиационном параде в Тушино. Это послужило началом официального признания пилотажной группы.
Параллельно с демонстрационными полетами в центре велась подготовка лётчиков-курсантов для резерва ВВС. Казалось бы, ничто не могло помешать летать известной пилотажной группе, но, к сожалению, получилось иначе. Государство стало уменьшать помощь и поддержку аэроклубам, а с 1990 г. началось массовое закрытие учебных авиационных центров. Команда Вяземского центра прошла через трудные испытания, сумев единственной выжить из 27 существовавших авиацентров. Не только выжить, но и возродить свою «Русь». Причем, вяземские пилотажники смогли громко заявить о себе и на международной арене, несмотря на мизерное обеспечение топливом и крайне низкое финансирование. Так, в 1997 г. Чехия пригласила нашу группу для участия в авиашоу в Праге и военно-авиационном празднике в Градец-Кралове. Здесь же встретились конкуренты нашей «Руси» – словацкая команда «Белые альбатросы», тоже летающие на Л-39. Итогом показательных выступлений групп в летной программе стало признание высокого мастерства российской пилотажной группы. Сами чехи заявили, что лучше русских на самолётах Л-39 в мире не летает никто.
«Русь» неоднократно выступала на различных праздниках у нас в России, в Белоруссии, в Латвии, она участница всех салонов МАКС в Жуковском. Её полеты – всегда истинное украшение воздушной феерии на любом авиашоу и на фестивалях пилотажных групп. Каждый из лётчиков – профессионал высокого класса, прошедший сложную многолетнюю школу высшего пилотажа на реактивных самолётах. Эскадрилья «Русь» – национальное достояние России, её хорошо знают и любят у нас в стране и за рубежом. За свой доблестный труд лётчики и обслуживающий персонал удостоены государственных наград.
В настоящее время пилотажная группа «Русь» состоит из 8 лётчиков 1-го класса. Ведущий группы – Станислав Дрёмов, а солист группы, мастер спорта – Валерий Соболев. Руководят полётами бывшие лётчики «Руси»: Николай Жданов и Евгений Бурчанов.
Итальянская пилотажная группа «Фречче Триколори» (Frecce Tricolori, что значит в переводе с итальянского «трехцветные стрелы») демонстрирует групповой пилотаж на девяти реактивных учебно-тренировочных самолетах МВ-339, растягивающих за собой плотный красно-бело-зеленый шлейф цветных дымов, символизирующих итальянский флаг. «Фречче Триколори», официально являющаяся 313-й пилотажной учебной эскадрильей ВВС Италии, сформирована на авиабазе Ривольто на северо-востоке Италии в 1961 г.
Она много и часто (до десяти раз в год) выступает за границей – в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. В составе группы десять летчиков. Каждый год в нее приходят один или два новых пилота, так что обновление состава проходит постепенно. В конце апреля – начале мая начинается сезон выступлений, который продолжается до октября. За это время группа дает 35–40 показательных выступлений, и средний годовой налет летчика в эскадрилье составляет около 300 часов.
В течение всего сезона каждый пилот летает только на строго отведенном ему месте в строю. Точность пилотажа и требования безопасности не позволяют проводить какие-либо замены, так что если кому-то из пилотов нездоровится, группа летает с «дыркой» в строю, хотя такое случается крайне редко.
Показательный пилотаж «Фречче Три-колори» почти всегда выполняют в составе из девятки самолетов, десятым является солист, который иногда подходит в полете к строю, но в основном занимает внимание публики, когда основная группа выходит из виду при перестроениях.
Отбор кандидатов в эскадрилью проходит в несколько этапов. Каждый год составляется группа добровольцев из 15–20 летчиков боевых самолетов ВВС Италии, т.е. это могут быть летчики, освоившие истребители «Торнадо», «Старфайтер» или штурмовик АМХ. У каждого должен быть налет не менее 1000 часов и опыт службы на боевом дежурстве не менее четырех лет. После окончания сезона командир эскадрильи и его заместители по представленным документам отбирают группу из 6–7 человек, которые приглашаются на недельные сборы на базу Ривольто.
По результатам квалификационных сборов выбираются один или два летчика, которые заменяют покидающих эскадрилью. Решение по выбору из числа кандидатов принимает командир на основе обсуждений с наиболее опытными летчиками группы. Обычно летчики проводят в пилотажной команде 4–5 лет, занимая различные места в строю группы, после чего возвращаются в строевые части, или идут на штабную работу.
Некоторые летчики могут летать в составе команды и дольше. Это в первую очередь относится к тем, кто выполняет более сложные функции, требующие большего опыта: солиста, лидера группы и лидера второго звена. Второе звено – это «четверка», образующаяся, когда полный строй «девятки» расходится на две группы – «пятерку» и «четверку». Летающие на этих позициях летчики проводят в эскадрилье по 6–7 лет.
Командиром эскадрильи может стать только тот, кто летал на месте лидера группы. Это всегда самый опытный летчик, и такой порядок объясняется требованиями безопасности.
Каждый летчик имеет позывной для радиообмена формата «Пони-номер», т.е. лидер – это «Пони-1», солист – «Пони-10», начальник летной подготовки – «Пони-11», а командир группы – «Пони-0». Соответствующие номера нанесены и на кили самолетов.
Командир в самом показе не участвует, но внимательно наблюдает с земли за всеми маневрами и на послеполетном разборе указывает на все неточности, допущенные в небе.
Число самолетов, находящихся в эксплуатации в эскадрилье, может меняться в пределах 13–15. «Фречче Триколори» летают на итальянских учебно-тренировочных самолетах МВ-339А, сейчас проходит их модернизация, направленная на усовершенствование оборудования кабины и системы навигации. Продляется также ресурс планера, поскольку самолеты были выпущены около 20 лет назад.
Представим читателям состав «Фречче Триколори» «образца 2005 г.»:
«Пони-0» – подполковник Тарантино Паоло, командир группы и ее лидер, 37 лет. Освоил пилотирование самолетов SF-260, MB-339A, G.91T, TF-104G, F-104S ASA, общий налет – 3300 часов. В составе группы летает с 1996 года, прошел позиции второго, седьмого и лидера.
«Пони-1» – капитан Таммаро Массимо, 37 лет. Общий налет на самолетах SF-260, Т-37, Т-38, G.91T, АМХ и МВ-339А составляет 2850 часов. Летает в составе группы с 1998 г. на 9-й, 7-й и 2-й позициях.
«Пони-2» – капитан Лант Марко, первый левый ведомый, 34 года. Общий налет на самолетах S-208AM, SF-260, МВ-339А, Т-37, Т-38 и «Торнадо» – 2450 часов. В составе группы с 2000 года на 9-й, 7-й и 2-й позициях.
«Пони-3» – капитан Пайлиани Симоне, первый правый ведомый, 32 года. Общий налет на самолетах SF-260, МВ-339, TF-104, F-104S ASA и F-104S ASA-M – 1600 часов. В составе группы с конца 2002 г.
«Пони-4» – капитан Кавелли Симоне, второй левый ведомый, 31 год. Общий налет на самолетах S-208AM, SF-260, МВ-339, Т-37, Т-38 и «Торнадо» составляет 1600 часов. В составе группы с 2003 г.
«Пони-5» – капитан Брага Андреа, второй правый ведомый, 32 года. Общий налет на самолетах SF-260, МВ-339, TF-104G, F-104S ASA и F-104S ASA-M – 2250 часов. В составе группы с 2001 г.
«Пони-6» – капитан Барасси Руди, 1-й центральный, 36 лет. Его общий налет на самолетах SF-260, MB-339A, G.91T, TF-104G, RF-104G, АМХ – 3300 часов. В составе группы с 1997 г. на 8-й, 3-й, 5-й и 6-й позициях.
«Пони-7» – капитан Сленген Ян, 3-й левый ведомый, 30 лет. Общий налет на самолетах SF-260, Т-37, Т-38, АМХ, МВ-339А – 1300 часов. В составе группы с 2004 г.
«Пони-8» – капитан Флореани Урбано, 3-й правый ведомый, 34 года. Общий налет на самолетах SF-260, Т-37, Т-38, МВ-339А, F-104S ASA, F-104S ASA-M и TF-104G – 2100 часов. В составе группы с 2000 г. на 8-й и 3-й позициях.
«Пони-9» – лейтенант Паоли Дарио, 2-й центральный, 31 год. Общий налет на самолетах SF-260, Т-37, АМХ, МВ-339А – 1300 часов. В составе группы с 2004 г.
«Пони-10» – майор Росси Андреа, солист, 34 года. Общий налет на самолетах SF-260, Т-37, Т-38, МВ-339А, TF-104G, F-104 ASA и «Торнадо ADV» – 2300 часов. В составе группы с 1999 г. на 9-й, 7-й и 4-й позициях.
Пилотажная группа ВВС Франции «Патруль де Франс» (Patruille de France) два года назад, на МАКСе-2003, отметила свой 50-летний юбилей. 17 мая 1953 г. страстный энтузиаст аэрошоу Жак Нотинжер, комментируя воздушный парад, в порыве вдохновения присвоил безымянной в то время эскадрилье пилотажников ВВС Франции имя «Патруль де Франс». Так родился брэнд, и вот уже 52 года пилотажная группа ВВС Франции с гордостью носит это название.
С 1953 по 1963 гг. «Патруль де Франс» летала на истребителях «Ураган» и «Ми-стэр» IV, с 1981 г. она оснащается франко-германскими самолетами «Альфа Джет», сегодня их у группы восемь.
Показательные полеты «Патруль де Франс» имеют свои особенности. Это, в первую очередь, пилотирование на малых дистанциях друг от друга и на очень малой высоте – от 30 до 150-ти метров со скоростью от 200 до 600 км/ч на дистанциях примерно два метра. Еще одна изюминка – это синхронные перестроения в составе девятки машин. Летчики выполняют этот сложный и опасный маневр на малой высоте прямо перед зрителями.
В сентябре каждого года состав «Патруль де Франс» обновляется на треть: три пилота сменяют ежегодно летчиков, уже отслуживших в группе в среднем три года. Все эти офицеры – добровольцы, выходцы из разных строевых частей ВВС Франции. В своих эскадрильях они были командирами звеньев, летали на «Ягуарах», «Миражах» F.1 или «Миражах» 2000. На реактивных самолетах кандидаты должны налетать минимум 1500 часов.
Отбор проводится на многих уровнях. Пройдя всю цепочку, заручившись поддержкой Генерального штаба, претенденты представляются команде «Патруль де Франс», где их выбирают по принципу кооптации, т.е. новый член команды назначается самими ее участниками.
Пилотажный комплекс группы обновляется ежегодно. Каждая фигура хорошо продумывается и тщательно анализируется на земле. Лишь потом ее отрабатывают в воздухе. Когда она хорошо усвоена всеми, отрабатывается переход от одной фигуры к другой, затем добавляют выброс белого или подкрашенного дыма. В конечном счете, формируется и отрабатывается весь комплекс, на освоение которого у летчиков уходит обычно более пяти месяцев.
Все летчики «Патруль де Франс» имеют позывной «Атос» (Athos), дополняемый цифрой, соответствующей номеру в строю. Представляем летчиков состава 2005 г.
«Атос-1» – майор Эммануэль Полу, лидер, командир звена, 32 года. В составе группы с 2004 г., до этого командовал эскадрильей самолетов «Мираж» F.1CR. Общий налет – 1800 часов.
«Атос-2» – капитан Антуан Моне, внутренний правый ведомый, командир звена, 32 года. В составе группы первый год, до этого летал на самолетах «Эпсилон», «Мираж» IIIE, «Мираж» 2000D, «Алфа Джет». Общий налет – 2700 часов.
«Атос-3» – капитан Эрик Гере, внутренний левый ведомый, командир звена, 37 лет. Он также первый год в группе, до этого летал на самолетах «Фуга Мажистер», «Тукано», «Мираж 5», «Мираж» F.1CT. Общий налет – 3600 часов.
«Атос-4» – капитан Бертран Нивар, хвостовой замыкающий ромба, командир звена, 31 год. В группе первый год, до этого командовал эскадрильей самолетов «Миражей» F.1CT. Налет – 1600 часов. Замыкающий «ромба» по традиции является строевым начальником в «Патруль де Франс».
«Атос-5» – капитан Гийом Пол, внешний левый ведомый, 35 лет. В составе группы третий год. До этого летал на самолетах «Эпсилон», «Мираж» F.1C, F.1CT и F. 1В. Налет – 2700 часов.
«Атос-6» – капитан Терри Луан, внешний правый ведомый, командир звена, 35 лет. В группе второй год. До этого летал на самолетах «Ягуар», «Эпсилон», «Мираж» РДСТ. Налет – 2500 часов.
«Атос-7» – капитан Жан Луи Ролан, лидер соло и «второй лидер» группы, 35 лет. Во время второй части представления, когда солист отделен от группы, именно он обеспечивает синхронность действий с лидером. На нем лежит ответственность за выполнение встречных и перекрестных маневров. Он третий год летает в составе «Патруль де Франс». До этого летал на самолетах «Ягуар», «Эпсилон», «Мираж» 2000D и CITAC 339 «Аквитан». Налет – 3100 часов.
«Атос-8» – капитан Кристоф Пера, второй солист, командир эскадрильи, 36 лет. В составе группы – второй год. До этого летал на самолетах «Фуга Мажистер», «Мираж» 2000N, СПАС 339 «Аквитан». Налет – 3200 часов.
«Атос-9» – капитан Стефан Про, запасной летчик группы, командир звена, 37 лет. Он может без подготовки, с ходу, заменить любого члена команды, кроме лидера. Обычно во время выступлений он находится на командном пункте и координирует действия между группой и персоналом на земле. В группе с 2002 г., до этого летал на самолетах «Ягуар» и «Мираж» F.1CT. Общий налет – 3600 часов.
Таков краткий обзор пилотажных групп – участников МАКСа-2005. К сожалению, в этом заслуженном списке отсутствует название наших «Украинских Соколов». Увы, как таковая группа перестала существовать, а ведь выступая на боевых самолетах МиГ-29, она демонстрировала действительно высший пилотаж. Мастерству наших летчиков аплодировали и их коллеги из российских групп «Русские Витязи» и «Стрижи». Они были гордостью Украины.